Обо всем этом читайте под катом.
Итак. Все началось с великого взрыва с травмы колена. Думаю мои постоянные читатели следили за ходом реабилитации после операции, для остальных оставлю ссылки. один и два
Так вот, нога ведет себя хорошо и пора ее испытать. Поэтому надо идти в поход, желательно в горы и желательно не особо сложные. Ну и в этом году я так и не успел нигде сплавиться, не порядок.
В результате поиска гор, рек и маршрутов у меня и вырисовался Кольский. Пешка по Хибинам и сплав по Умбе. Про сам сплав читайте тут, а в этом отчете будет только пешая часть.
Собирать легкоходный рюкзак смысла не было т.к. хотелось проверить ногу под нагрузкой. Ограничил себя 20 кг, в них без особых проблем уложился. Подробнее об списке снаряжения можно почитать тут.
Лучшая погода за полярным кругом считается в начале августа, на эти даты и ориентировался.
Далее я заморочился непосредственно выбором маршрута пешки. Времени всего 8 дней, а хочется посмотреть побольше. В результате я выбрал следующую маршрутную нитку:
Нефелиновые пески – ущ. Юмъекор (н/к) – пер. Чорргор Северный (1А) – пер. Рисчорр (н/к) – оз.Академическое – пер.Академический (1А) – пер. Петрелиуса (н/к) – ущ.Рамзая (н/к) – оз. Малый Вудъявр – Кировск – Апатиты.
В итоге к Академическому озеру спускаться не стали. В остальном маршрут остался без изменений.
Пройденный трек можно скачать тут.
Скорый Москва-Мурманск довез нас до Нефелиновых песков. Время стоянки 1 мин. Платформы нет.
Накинули рюкзаки на плечи. В руки легли рукояти трек палок и мы двинулись в гору.
От станции идет тропка сквозь лес, которая затем выходит на ЛЭП.
Идем по лэпке до ручья Юмъекоруай. Вдоль этого ручья проходит тропинка по которой нам и надо идти. Высота постепенно набирается и мы входим в горный массив. Натыкаемся на вытоптанную площадку с множеством стоянок, делаем первый привал для завтрака.
Вообще по организации питания в этом походе есть отдельная статья. Прочитать ее можно по ссылке
Двигаемся дальше. Зеленка кончается и начинается «марсианский» каменистый ландшафт. Впереди в тумане скрывается первый перевал.
Подъем на Юмъекор. Погода отличная, тепло. Иду в одной футболке. Привыкаю к новому рюкзаку. Идется очень бодро.
Взгляд через плечо — именно от уровня озера мы и пришли. Это Большая Имандра, вдоль берега которой и проходит железка.
Переваливаемся через седловину и встаем на привал/перекус у мини ручейка. Рюкзаки Оспрей Кестрел 68 удалось купить за пол-цены, потому взяли сразу два одинаковых. Один мне, второй супруге. Подробнее в статье про снаряжение и отдельном обзоре.
Ботинки Lowa Mountain — первый их серьезных поход. Разочаровали, если честно, но об этом ниже.
Спуск в долину трудностей не доставил, сам перевал тоже очень лайтовый, даже дыхание не сбил.
Пришлось форсировать р. Гольцовка и ее притоки. Сами речки весьма бурные, но через них перекинуты шаткие мостики из бревнышек. Далее вышли к р. Маннепакх и двинули вдоль нее с набором высоты в сторону пер. Сев. Чоргор.
На бережке этого ручья устроили привал на котором пообедали.
Вышли за границу растительности поближе к перевалу, чтобы взять его сразу с утра свежими и отдохнувшими.
Разбили лагерь рядом с живописным водопадиком.
Новый вариант упаковки палатки Bask Pinnate 2. Гораздо компактнее предыдущего.
т.к. палатка самонесущая, не надо втыкать колышки в камень. Тамбура же можно оттянуть с помощью булыжников и трекинговых палок.
Для хорошего сна на камнях нужен удобный коврик. В этом походе мы применяли термарест Z lite.
Бивачная обувь — кроксы. Тяжелые, но удобные и фактически необходимые в дальнейшем сплаве.
Вода на ужин из водопада.
Используем котелок с радатором Fire Maple Feast K2.
Ужин
Вечерняя гигиена.
Т.к. в это время еще полярный день, светло даже ночью. Перед сном последний взгляд на начало маршрута.
Утро нас встретило похолоданием и низкой облачностью, которая буквально перетекала через гребень ближайшей скалы.
Стало прилично холодней и мы надели мембранки. я натянул БАСК MIXT NEOSHELL. Ходовые брюки — мои старые добрые FJALLRAVEN GREENLAND.
У супруги — баск графит. В качестве маршрутных штанов — терма сивера годобль.
Свежие и отдохнувшие мы начали подниматься навстречу Северному Чоргору. Это категорийный перевал — 1а.
Привал через пару часов движения.
Подьем вверх. Многие камни живые. Приходится идти аккуратно.
Вошли в облако. Начинает моросить легкий дождик.
В седловине скользкий снежник. Сунулись на него. Хорошо, что разглядели обрыв в конце.
Если вдруг упасть и не суметь самозадержаться, то в конце ждут «гостеприимные» острые камни.
Да и вот такие протаившие провалы тоже не сулят ничего хорошего, если на них наступить.
Обходим снежник по камням. Немного труднее зато безопаснее.
Вид с седловины. Впереди два часа утомительного спуска по сыпухе. Колени нагружаются очень сильно, но поврежденная нога особо не беспокоит даже без фиксирующего тутора.
Домики слева на фото — база КСС.
Спустились к озеру.
Решили готовить обед, довольно холодно. Надели утепляйки Sivera Шурга Про и Баск PML Altitude.
Вид на Чоргор со стороны долины.
Двигаемся дальше. Возникло неожиданное препятствие — брод через р. Кунийок оказался чисто автомобильным. Делать нечего. Придется немного намочиться.
Помните, что на переправе стоит расстегнуть пояс рюкзака и грудную стяжку, чтобы в случае чего рюкзак вас не утянул.
Далее по отличной грунтовке, очень бодро почапали в сторону пер. Рисчор. Цель, как обычно — подойти максимально близко к перевалу и встать на ночевку.
Снова неприятный сюрприз. С набором высоты ручей ушел под землю и мы остались фактически без воды. Спускаться обратно в долину желания не было никакого. Поэтому подошли к самому перевалу и встали лагерем.
Хорошо, что спускающиеся с перевала туристы нам рассказали про маленький родничок буквально в 100 метрах. Он был так укромно укрыт, что мы его проглядели.
С водой жизнь наладилась. Готовим ужин.
Собрал из камушков ветрозащиту для примуса. С ним вообще вышла интересная история. Сначала мы хотели идти на газу с PCS Fire-Maple Fixed Star, но в последний момент узнали, что у одних наших знакомых на вокзале изъяли все газовые баллоны. Перспектива оказаться в горах без топлива нас не прельщала, поэтому буквально за пару часов для выхода «переобулись» на бензин.
Взяли галошу, но ей уже было лет пять, с донышка большого бутыля. Видимо бензин слегка протух т.к. горелка все время забивалась хлопьями сажи. Приходилось чистить практически каждый день.
Горячий чай — отличное завершение вечера.
Пара записей в журнал перед сном.
С утра погода испортилась. Стало еще холоднее и поднялся сильный ветер со стороны перевала.
Делать нечего, пошли наверх. В облаке с видимостью 50 метров, против ветра и дождя, который начался практически сразу. Взошли на седловину Южного Рисчора. Затем повернули направо и полезли на плато.
Наверху нас ждала совершенно сюрреалистическая картина. Ровный каменистый пейзаж в облаке с видимостью метров 30. Плато кажется бесконечным, а непрекращающийся дождик только усиливает уныние.
За 4 часа дождя вымокли насквозь даже хваленые мембраны. Настроение испортилось окончательно. Решили не идти к Академическому озеру. Все равно его красоты не были бы видны в тумане. Пошли на спуск с Академического перевала. Он категорийный — 1а и представляет собой отвратительную живую сыпуху. Очень легко подскользнуться, но еще страшнее вызвать осыпь, особенно если кто-то идет ниже.
Мы с супругой пошли зигзагом, я шел первым и грустил по отсутствию каски.
Дождь только усилился и мокрая сыпуха доставила немало проблем. Но в конце концов мы спустились в долину и уперлись в ручей. Благодаря ливню он был весьма бурным, и лезть в него мокрым и замерзшим совсем не хотелось. Поэтому приняли решение ставить лагерь.
Переоделись в сухое и начали готовить в тамбуре еду. Кто бы что не говорил, а бензиновой горелкой без проблем можно пользоваться в тамбуре. Естественно надо подходить к делу аккуратно.
С тех пор все завтраки готовили даже не вылезая из спальников.
Ближе к ночи дождь ненадолго прекратился и даже немножко выглянуло солнышко. Мы попробовали просушить вещи на ветру, но из-за высокой влажности прогресса не было никакого. А затем ливень зарядил вновь. Погода вообще на протяжении всего похода менялась очень быстро. От полностью ясного неба к тучам и дождю за 5-10 минут.
С невеселыми мыслями легли спать.
Утро встретило нас отличной солнечной погодой. До полудня сушили вещи. Хваленые лововские ботинки также промокли и не хотели высыхать еще целый день.
Затем выдвинулись. Переход ручья.
Задача на ходовой день — обойти хребет по долине и встать в районе перевала Петрелиуса.
Почва насыщена водой и не до конца высохшие ботинки промокли вновь.
Встретился фонтанчик бьющий прямо из-под земли.
В долине ручья Петрелиуса стоят несколько групп. А мы набираем высоту и уходим дальше.
На подходе к перевалу по традиции проблемы с водой. Иду до маленького водопадика в расщелине.
Т.к. пришли на стоянку не очень поздно и еще оставались силы, то решили пофотографировать. Вот, что пара перевалов делает с практически новыми ботинками. Наличие более высокого резинового ранта однозначно бы защитило носы ботинок от повреждений. К концу похода из состояние стало еще хуже.
Вид сбоку
А вот как выглядит защита носка на тряпичных ботинках Асоло.
Нашли вот такие артефакты. Находятся же люди готовые тащить в гору стекло…
Ну и конечно его надо выбросить. Вообще в Хибинах довольно мало мусора, но он все ж встречается.
Особенно часто натыкаешься на порванные берцы. К чему бы это…
Подъем на перевал Петрелиуса.
Взгляд с седловины. Сам по себе перевал оказался весьма легким.
Встали у истоков реки Малая Белая. Очень популярное место. Ходит мимо много групп. Потрясающая красота множества ручейков, водопадиков и озерец переходящих в одну реку.
Забор воды в складное тканевое ведро. Очень удобная штука.
Осмотревшись на месте решили тут же сделать дневку.
Супруга тут же побежала фотографировать ягодки и ручейки.
Несколько групп встали неподалеку. Вдалеке виден перевал.
Устроили пострирушки
Передневалив двинулись к крайнему препятствию за этот поход — ущелью Рамзая.
Оставляем позади гостеприимную долину, вдалеке озеро Большая Имандра.
Провели еще одну ночь в долине откуда вышли к горнолыжной базе в окрестностях Кировска.
На такси доехали до Апатит, где переночевали в гостинице Аметист. На следующее утра нас на вокзале ждала группа для сплава…но это уже следующая история.
Теперь несколько выводов из всего мероприятия:
Маршрут подобран хорошо — много красивых мест, достаточно перевалов, как н/к, так и единичек. При этом график не напряжный и позволил сделать одну дневку.
С погодой повезло. Проливной дождь целый день шел только один раз. В остальном с утра было солнечно или просто облачно,а дождик собирался к вечеру, когда уже была поставлена палатка.
Суммарная нагрузка от 20кг рюкзака и от перемещения по рельефу перенеслась хорошо. На спусках периодически начинали болеть колени,но оба одинаково,а значит тмоя травма никак не сказалась.
Одежда и снаряжение подобрано даже с избытком.
Еда — очень вкусная и разнообразная.
А пока на этом все. Спасибо за внимание!
один раз собирал самодельную. но пальцы привыкли к классическому расположению клавиш