В данной статье я расскажу про свой опыт изготовления легкоходного карбонового багажника из доступных трубок с али. Нам не понадобится какое-то сложное оборудование или инструменты. Фактически из инструмента нужна будет только пила, а общий бюджет сборки не превысит 3.5 тысяч рублей.
Не смотря на цену и массу в 177г багажник получился полностью функциональным и мы испытаем это по ходу обзора.
В очередной раз обсуждение способа крепления груза на велик сделало виток спирали, не без заслуг маркетологов конечно.
И вот те, кто еще вчера чмырили пользователей велоштанов на багажнике и пропагандировали подседельные платформы уже пускают слюни на tailfin.
Лично меня, как интересующегося снарягой данная тема тоже не миновала, ну как минимум потому, что подседелка потихоньку протирается о карбоновый штырь и рельсы седла.
Ставить килограммовый стальной багажник на вел, который весит девять кг мне показалось кощунственным.
А покупать этот самый tailfin даже без учета гемора с оплатой и доставкой — это почти, как еще пол велосипеда. Тут уже за дело взялась жаба.
И я решил колхозить сам. Благо нашел на ютубе гениальную в своей простоте идею использования карбоновых трубок с 11мм наружным диаметром.
Почему 11мм? Для начала это стандартный диаметр разных легких багажников и крепежи сумок под него адаптированы.
У 11мм карбоновой трубки внутренний диаметр — 9мм и туда отлично подходят резьбовые заклепки м6.
А в отверстие откидного болта м6 проходит болт м5, который используется в качестве крепления практически всего навесного на велике. Ну т.е вопросы коннекта и сопряжения фактически решены. Но это я так думал, пока не повылезали подводные камни. Но об этом позже.
Поэтому я воодушевился и заказал на али следующие штуки:
- Подседельный зажим с креплением — 550р
- Карбоновые трубки 4шт длиной 500мм. Наружный диаметр 11мм. — 1500р
- Откидной болт м6х25. Лучше брать с запасом штук 10-12. Мне обошлись в 500р
- Резьбовые заклепки из нержи — м6. 20шт мне обошлись в 250р
- Ну и эпоксидка по типу поксипола за 300р
Короче 3100р на круг
Естественно ничего похожего по массе вы за такие деньги не купите. Например титановый багажник от протостудии будет и весить больше и стоит 14к. Хотя веры в него конечно побольше, чем в колхоз))
До начала сборки я начал прикидывать углы будущего багажника.
Оказалось, что для горизонтальной стойки надо отрезать от трубки 15см. Для вертикальной опоры — 10см. По крайней мере для моего велосипеда примерно так.
Далее вылез первый подводный камень. Если мы хотим, чтобы площадка была треугольной формы, надо чуть согнуть болты. Они сделаны из нержи и очень упругие. Пришлось греть до красна и гнуть молотком. Не прям удобно.
Вдобавок после изгиба нагрузка начинает работать «на излом» и я на всякий, чтобы трубка не треснула по торцу добавил стяжек. Естественно это гомеопатия, но как-то спокойнее.
Следующий подводный камень — это сборка тройника. Он собирается болтом м6. А ухи откидных болтов только м5. Значит их надо рассверливать. А это нержавейка. Сверлить нержавейку — чистой воды мазохизм, испортил пару сверел.
Третий подводный камень — перемычка. Пришлось выпиливать из остатков, предавать форму и вклеивать.
А чтобы лучше держалось дополнительно подматывал волокном.
Общие трудозатраты короче в районе двух вечеров, но честно — мне не понравилось. Потому, как не технологично, трудозатратно и чистой воды колхоз.
Добавив стяжек и потащив взвешивать я был приятно удивлен. Без подседельного хомута масса — 177 г, что очень хорошо.
Однако оставался вопрос с прочностью.
Сначала выкатывался просто без нагрузки.
Затем добавил поездки на работу с сумками.
Ну и финальный тест — колдобины.
Нагрузился примерно, как в поход и поехал.
80км всякой щебенки, гравийки и плохого асфальта багажник не сломали. А под всякие тракторные колеи этот велик и не предназначен.
Т.е. пока аккуратно можно сделать вывод о достаточной прочности. Естественно это все не точно и мне самому интересно сколько он отработает.
Теперь про фиксацию груза. Я планирую примерно такой сетап. По бокам риноволковские сумки. Каждая на семь литров.
У них прикольные быстросъемные защелки. Очень удобно. Настроены так, чтобы упирались в перемычку и не елозили.
В нижней части они также цепляются спец крючком, чтобы не шлепали.
А верхняя треугольная площадка тоже служит точкой крепления. Это может быть всякий длинномер.
Или герма, или пакрафт.
При этом оно все довольно жесткое. По крайней мере жесте, чем подседельная сумка, да и влезает больше.
Резюмирую, функционал, который я получил мне понравился. Такое расположение груза очень удобно. Цена и масса тоже устраивает. К надежности есть вопросы т.к. может реально развалиться в любой момент. Не угадаешь. И колхозность исполнения мне не понравилась.
Вероятно если бы пришлось делать снова в качестве коннекторов использовал бы что-нибудь другое или поискал готовые решения.
Но пока не развалится буду ездить. А когда развалится — расскажу вам.
А у меня на этом все. Спасибо за внимание!
один раз собирал самодельную. но пальцы привыкли к классическому расположению клавиш