Как прошла эта поездка и будет описано в этом отчете.
Ехали на фьюжене товарища. В одни руки. Поэтому дорога занимала примерно 2.5 дня.
Пользуясь случаем хочу порекомендовать всем, кого укачивает в транспорте, лекарство «Драмина». Мне отлично помогает.
Естественно ночевали не в придорожных гадюшниках, а в «поле».
Причем в поле действительно пришлось ночевать т.к. примерно за воронежем лес пропадает, как класс. До горизонта все ровное и засеяно подсолнухами.
И кукурузой.
А в качестве лесополос применяются кусты. Вот в таком подсолнуховом поле мы и заночевали на второй день.
Уже недалеко от порта Кавказ мы увидели, как местные жители собирают что то с деревьев. Это оказались грецкие орехи. Как выяснилось в последствии — этот орех недоспел. Наружная оболочка должна высохнуть и почернеть.
Еще из довольно интересного — музей техники. Посещать не стали, торопились.
Благодаря не сезону огромные бетонные отстойники для машин стоят пустые. Купили билет и нас сразу проводили на паром. Досмотр «туда» совершенно формальный. Спросили есть ли оружие, сверили номера с разрешениями и все.
Кстати. На паром мы приехали 14-го числа. И буквально в ночь с 13-го узнали, что объявлено штормовое предупреждения и паромы могут не ходить. Поэтому немного поволновались.
К счастью погода оказалось нормальной, только было ветрено и довольно прохладно. Утеплился в софтшелл.
А вот и крымский берег.
Открывается аппарель.
Все. Промежуточная цель достигнута. До Крыма добрались.
Сразу за Керчью трасса идет вдоль дикого пляжа. Мы естественно не упустили случая как следует искупаться. Хотя, как я понимаю, погода по местным меркам не располагала. Все рыбаки были одеты в куртки, а купающихся не было видно вообще.
Ну и я не отказал себе в удовольствии немного поваляться.
Кстати, кроксы за весь путь очень себя показали. Ботинки я надел только непосредственно в поход.
По дороге в Бахчисарай (а именно оттуда мы и собрались выходить) природа меняется. Степь переходит в леса.
Теперь сделаю лирическое отступление и расскажу про маршрут пешей части.
Сначала я посоветовался с подписчиками моей группы в контакте, а потом мы еще залезли на сайты коммерческих групп. Самым популярным является маршрут «Бахчисарй-Ялта». Поэтому мы его и взяли за основу. Благо маршрут хорошо хоженый, на OSM отмечены все стоянки и родники.
Этот маршрут мы и прошли. За 4 дня, вместо 7-ми у коммерческих групп. Было в планах еще один-два коротких выхода, но товарищ сильно натер ноги…но обо всем по порядку.
В Бахчисарае были вечером. Не смотря на не сезон, там много туристов. Узкие улочки, суета, толкотня. Зазывалы толерантных национальностей. Короче кошмар социофоба.
Нам надо было где то заночевать, оставить машину, ну и помыться после моря, по-возможности.
Все частники, которые сдают жилье, машину на длительный срок оставлять не берутся. Единственное подходящее место — туристический комплекс «Привал». Заявлено громко конечно, небольшая гостиница уровня ниже среднего. Зато своя большая территория где можно не боясь оставить машину. Цены вполне демократичные. Двухместный номер по 350 р. с человека. Стоянка машины — 80 р. в сутки.
Кстати. В Бахчисарае же, на рынке, самые дешевые фрукты и орехи. Еще дешево в Севастополе. Во всех остальных городах дороже.
Все, что продается в сувенирных лавках китайское, чтобы вам продавец не втирал, например, про керамику — вранье.
Спрашивали в местных краеведческих музеях, керамистов на весь крым осталось совсем чуть-чуть и они делают авторские работы. Все, что продается в различных лавках — китайский ширпотреб.
Еще один забавный момент. Зазывала в кафешке выучил номера регионов и приглашал к себе в заведение «москвич,заходи!» и т.д.
Это образчик самого вежливого сервиса, который встретился за всю поездку, во всех остальных местах нагло пытаются впарить и обмануть. Ведь без лоха и жизнь плоха. Причем за стремлением впарить и обмануть замечен весь многонациональный состав местных жителей вовлеченный в сферу торговли и услуг. Но об этом по ходу повествования.
Еще раз утрясли рюкзаки. Со всем барахлом, водой и едой у меня получилось 13 кг. Вполне нормальный вес.
Ниже выкладываю список вещей.
Рюкзак БАСК LIGHT 65 M — оптимальный вариант вес/надежность. Очень доволен. — 900 грамм.
Палатка Naturehike 2 — с футпринтом 1.7кг. На одного тяжеловата. Но ничего двухслойного легче у меня нет. И спал с большим комфортом.
Коврик Aircloud — надувной. 1 кг. Вес его огромен. Можно сэкономить не меньше 500 грамм, но опять же комфорт.
Спальник «Fantasy 340» Primaloft — 1.5 кг. Можно было бы взять что то с меньшим количеством утеплителя, раза в два полегче. Слишком серьезно отнесся к мнению некоторых советчиком об утреннем холоде.
Поджопник — 130 грамм. Вещь по-любому нужная.
Одежды взял сильно больше чем надо.
Софтшелл в основном ехал в рюкзаке, надевался только утром и вечером. Хоть и весит 720 грамм, отказываться от него не стоило.
Флисовое термобелье. Вообще не надевал — весит 300 грамм за комплект верх+низ.
Запасная футболка, запасные трусы, две пары запасных носков. Все пригодилось. Количество вполне обоснованное. При возможности постираться, можно вообще не увеличивать. Общий вес 150 грамм.
Утепленный жилет на прималофте БАСК PEAK V2. — 440 грамм. Нет, по утрам и веерам надевал конечно, и как подушку использовал. Но в принципе его брать было не обязательно.
Вся остальная одежда была на мне и не учитывалась в общем весе.
Сопутствующее — аптечка и мыльнорыльные. Грамм по 200 получилось.
Вода — 3 литра. Два из них в сплавовских копиях налджена. Двух бы и хватило. На пути довольно частсо встречаются родники. Стоянки также привязаны к воде.
Еда. Все естественно сухое, FBC. Из расчета на 5 дней — 1.7 кг. Вполне хватило, можно даже еще чуть ужаться. Вообще я все две недели по такой раскладке питался без каких либо негативных последствий. Про раскладку и организацию питания отдельную статью напишу.
Горелка MSR whisperlite с чехлом и ремнабром — 500 грамм. Полулитровая бутылка с бензином и насосом — 500 грамм.
Еще фотоаппарат весьма тяжелый, фонарь, навигатор, трек палка и запасные элементы питания — не взвешивались. Ну и что-то по мелочи забыл.
Так вот. Переночевали в Бахчисарае и вышли с рассветом в 6 утра.
Первый переход.
Сплошной подъем вверх, но с небольшим углом.
Входился в ритм. Мимо периодически проезжают уазики, которые возят «туристов» к достопримечательностям. Из уазиков слышится громкая музыка и вылетают бычки, а по раннему времени еще стаканчики из под кофе.
Ходовой день был разбит на переходы по полтора-два часа. Между переходами небольшой привал на пол часа.
И снова в путь. Первые древние города (Чуут Кале и Кыз-Кермен) интереса не вызвали. Прошли мимо.
Далее по маршруту расположен православный храм. Дикая местность застраивается и облагораживается. Естественно торгуют, как элементами культа, так и сувенирами и кваском.
На мой взгляд природа куда красивее.
Спуск «облагорожен» покрышками. У начала спуска расположен родник. Вода питьевая.
Ну а мы идем дальше.
В выборке на этой скале находится еще один пещерный город.
Хотелось бы отметить,что маршрут хорошо «пробит» и прохожен. Есть даже указатели с маркировкой тропы. Наша — белый-красный-белый.
А вот и вид на эту самую алимову балку. Нам туда.
Еще один пещерный город — Качи Кальон. Работают археологи.
Ничего интересного. Все стены покрывает наскальная роспись типа «Здесь был Вася». С другой стороны этой огромной каменюки народ прыгает с парашютом.
Мы же начинаем спуск по козьей тропе.
И это не метафора, козы там действительно есть.
Почти спустились.
Вот в это пространство между двумя горами нам и надо.
Взгляд назад.
Ну а мы идем дальше по маршруту.
Вот, как промаркирована тропа.
Еще парочка окрестных видов.
В деревне Большое Садовое пополнили запас воды. Поднялись до Сюйреньской крепости и устроили большой привал на час. Пользуясь случаем заварил своих самодельных сублиматов
И затем плавный спуск к турстоянке Мангуп.
Эта турбаза находится рядом с озером. Но вставать там не рекомендую, слишком много населенки. Шашлык-машлык и играет «чорные глаза».
Поэтому мы полезли в гору. Этот Мангуп весьма высок. Подъем очень затяжной. Тут у товарища и отказала дыхалка. Я же восхвалил себя за предусмотрительность, что стараюсь через день бегать, занимаюсь, ну и вообще довольно много хожу пешком.
В общем поднимались мы довольно долго.
Развалины стены.
Ручей.
Этот ручеек течет из родника. Кстати родник имеет небольшое ответвление с «душевой кабиной».
Там же в скале выдолблено несколько древних жилищ одно из которых заняла пара каких то хиппи.
Наконец-то верх. Не слишком интересные развалины.
А вот арка наоборот понравилась.
С этой вершины открылся отличный вид на округу. Я считаю, что это перекрыло все трудности от подъема.
Подуставший я на фоне закатного фона.
В сумерках начали спуск.
И уже по глубокой тьме дошли до стоянки Источники.
Поставили палатки, поужинали и мгновенно отрубились. Всего за первый день получилось пройти в районе 35 км.
Т.к. эта стоянка находится в долине, то с утра было прохладно, да еще и выпала роса и куча конденсата на палатке. На фото видно, что я пытаюсь хоть как то просушить тент. Бесполезно, а солнца ждать нельзя, надо идти.
Завтрак чемпиона.
Вещи проветриваются.
А вот и источник благодаря которому стоянка получила свое название.
Далее начался подъем и мы вошли в лес.
И почти сразу увидели двух оленей. Очень красивые животные.
Также в этом лесу просто тучи олених кровососок. Садятся роем, ползают по коже, забираются в волосы. Очень неприятно. Эти лосиные мухи сопровождали нас все оставшееся время похода. Достали меня невероятно.
Периодически тропа терялась и мы сверялись с навигатором.
Еще один затяжной подъем. Они давались товарищу особенно трудно. В добавок он натер себе мозоли. Я же поднимался довольно легко и во всех высоких точках включал телефон. Который ловил абсолютно везде, а вот интернет можно было «получить» только на высоте. Связывался с супругой с помощью viber и отправлял фоточки в группу.
Мемориал партизанам в районе перевала Бечку.
Тут обычно и встают коммерческие группы, но нам дальше. До Барской поляны.
И снова длинные переходы с красивейшими видами.
На привале обнаружилась неприятность. Протерлись мои ботинки Lowa zephyr.
Дело к вечеру. Из-за мозолей товарищ ковыляет. Скорость перемещения заметно снизилась.
Природа хороша.
Еще один мемориал партизанам.
Встретили куст терновника, перекусили.
Еще по пути растет очень много шиповника.
Мой рюкзак.
Кто то сложил перед тропой каменный гриб.
Опять партизаны.
К вечеру вышли на стоянку Барская поляна. Она находится прямо рядом с обрывом.
Внизу село Соколиное.
Итого за день прошли порядка 18 км, что с учетом мозолей товарища — очень хороший результат.
Поставил палатку у самого обрыва, а товарищ решил не искушать судьбу.
Ночник — glotoob.
А это уже поутру, сушу тент и проветривая внутрянку.
Вода на этой стоянке есть, на 300 метров южнее, в пещере. Вроде как, в воде полно сероводорода, поэтому набирать стоит только из верхнего слоя, не перемешивая слои.
Кипячу воду на завтрак.
Вид с обрыва.
Тропа идет рядом с краем.
Небольшой привал.
Спустились пониже и вошли в лес.
Большинство речек и родников пересохли.
Вход в желтую пещеру завален, но родник действует, можно набрать воды.
Прямо напротив пещеры есть рукотворное озеро, сейчас пересохшее.
Из которого вытекает речка, по берегам которой расположены стоянки.
Чуть дальше располагается водопад Серебряные струи.
В нем было очень приятно умыться. К этому водопаду водят толпы «туристов». Т.к. буквально в километре проходит шоссе. Прямо рядом с водопадом стоит столик и мужик торгует какой то мерзостью, при этом куря. В результате в районе водопада витает стойкий запах табака. Это подпортило настроение.
А дальше начинается большой каньон. Мы решили пройти его по низу. Вода очень красивая, камни.
Да и тропа, которая проходит по низу хожена мало и на ней никого нет.
Сразу за каньоном начинается очень длинный и крутой подъем.
Мне он дался сравнительно легко, а вот товарищ совсем умаялся.
Пока его ждал — фоткал всякое.
Зато сверху открываются отличные виды.
Тропинку к пещере не заметили и прошли мимо.
К сумеркам спустились в долину к стоянке Баш-дере.
Стоянка располагается по берегам реки, в это время года почти полностью пересохшей.
Есть оборудованная баня (каменка+каркас из жердей) и вот такое творчество.
Воды вполне хватило чтобы слегка помыться/постираться.
Еще на этой стоянке мы первый и единственный раз разожгли костер, чтобы просушиться. Был найден вот такой артефакт.
На следующий день остался финальный рывок.
Который ознаменовался еще одним затяжным подъемом.
Плато ай-петри.
И наконец, как завершающий штрих — море.
Еще несколько фотографий.
Вон там, вдалеке, канатная дорога и типа рынок. Его я снимать не стал, толпа народу, побоялся что фотик сопрут т.к. продавцов куча, все нахальные, водилы маршруток и прочие впариватели идут прямо вплотную с тобой и пытаются навязать свои товары и услуги.
В общем пошли мы на спуск к Ялте.
В самой Ялте сели на автобус до Бахчисарая (ходит два раза в день. В 9.30 и 16.30) и вернулись за машиной. Забрали машину, помылись, а я еще и побрился и двинулись дальше.
Т.к. приехали в Бахчисарай уже под вечер, то и выехали из него уже в темноте. Встали переночевать у какого то озерца. Поставил палатку без тент, в результате, через сетку видно небо. Ночью, как в планетарии.
Следующей нашей целью было поездить по побережью и кемпингам. Т.к. планам на еще небольшой поход было не суждено сбыться из-за натертых ног товарища.
Рекомендую кемпинг в Лазурном. Он бесплатный, проезд и проход туда не очень тривиальный (хотя яндекс -навигатор знает), поэтому народу не много. Но народ есть и все ходят мимо твоей палатки и смотрят, что ты делаешь. Зато в плюсах, как я уже сказал, бесплатность, наличие удобных террасок и море в десяти метрах.
По территории кемпинга бродят белки, кошки, ежи. А на побережье еще и крабы и ловцы этих самых крабов.
Ну из засрано все довольно конкретно т.к. уборных естественно не предусмотрено. Зато рассветы и закаты очень красивые.
Если ехать дальше от Алушты до Судака есть много пансионатов с выходом к морю, где за 100 р. дают поставить палатки. Там, как правило, есть туалет с душем, ну и народу побольше.
За пансионатами начинается зона диких стоянок. Но палатки приходится ставить прямо на пляже, народ разный шляется, засрано конечно очень.
Перемещались по принципу — быстрый переезд с утра и сутки разложения у моря. Тут, как раз, очень пригодилась солнечная панель т.к. ничегонеделание очень сильно увеличило потребление электричества.
Мощности хватало с запасом. Даже неидеально ориентированная панель, да еще и вечером параллельно заряжала телефон и повербанк.
Сила тока на фото, который отдается только в телефон. Сколько при этом идет в повербанк не было возможности замерить, но судя по всему что-то в районе ампера.
Понятно, что когда солнце в зените отдача будет максимальной, но большинство времени панель не идеально сориентирована по солнцу, особенно если прицеплена к рюкзаку или байдарке.
Но про панель, а также повербанк, который идет в комплекте мы подробно поговорим в соответствующем обзоре.
По дороге назад не происходило ничего, что стоило фотографировать, зато было несколько интересных моментов.
На переправе в том направлении уже есть рамки и досмотр машин, но какой то вялый.
Оружие проверяющих не смутило, в отличии от перцового баллончика, который мне все равно отдали посоветовав спрятать (мозговая феерия какая то).
В Тамани есть неплохой кемпинг, где мы и заночевали после паромной переправы.
В Ростове совершенно сумасшедшие водители. Я уже лет 10 не видел, как по полосе движения сдают задом несколько сотен метров.
В ростовских оружейках (tiger gun вроде) ассортимент широкий, но почему то нет базы. Хотели порох купить, в магазине говорят — езжайте во второй, там 10 банок есть. Приехали, во втором говорят, что эти 10 банок лежат в первом. Плюнули и уехали.
В районе Воронежа из впереди идущей фуры вылетела картошка и разбила противотуманную фару. Жаль не было регистратора.
Других приключений не было, домой вернулись без проблем.
Вот такой длинный отчет получился, с кучей фотографий.
Про организацию питания еще отдельно напишу. А пока на этом все. Спасибо за внимание!
один раз собирал самодельную. но пальцы привыкли к классическому расположению клавиш